Благодарю вас за вновь предоставленную мне возможность выступить на совещании Общества экономических единомышленников. В прошлом году здесь же я говорил о структурных реформах в нашей стране. Сегодня я хочу коснуться внешнеполитической темы и поговорить о том, какой следует быть внешней политике Японии, прежде всего политике в отношении России, а также в отношении Китая и стран региона "Шелкового пути".
Международная обстановка
Для того, чтобы вам стало ясно, почему сегодня я решил коснуться этой темы, начну с изложения своего понимания нынешней международной обстановки.
Много говорится о том, что мы живем в эпоху после окончания холодной войны. Ее главной особенностью является прекращение военного противостояния США и СССР и завершение идеологической конфронтации между либерализмом и коммунизмом. Исчезновение коммунизма как цели, к которой следует стремиться, дало возможность направить многие страны в сторону либеральной рыночной экономики в широком смысле, хотя пути, выбранные теми или иными странами, и темпы их развития в этом направлении могут отличаться. Китай, например, избрал путь построения ''социалистической рыночной экономики", о чем я подробнее скажу далее. Кроме того, с окончанием холодной войны распался Советский Союз, на месте которого возникло множество новых государств. В результате встала задача обеспечить политическую и экономическую стабильность этих государств и создать новый мировой порядок, охватывающий окружающие страны.
Более того, мы вступили в эпоху, не признающую границ. Еще совсем недавно мы не могли даже представить себе, что мировое экономическое сообщество эволюционирует до той степени, когда экономическая деятельность выйдет за рамки национальных границ, а корпорации станут выбирать по своему вкусу страны, в которых они будут работать. Разумеется, подобная интернационализация экономической деятельности привела к углублению взаимозависимости различных стран и регионов и тем самым породила проблемы, которые не имеют простых решений. Но одновременно с этим такая интернационализация несет в себе возможности для поддержания мира, поскольку разрыв отношений со своими партнерами грозит теперь гораздо большими потерями, чем прежде. В прошлом Монтескье говорил, что мир является естественным результатом торговли, и что все союзы основаны на взаимных потребностях. В период холодной войны процесс расширения отношений взаимозависимости охватывал только страны бывшего Западного лагеря. Теперь же, как я уже сказал, окончание холодной войны дало возможность без задержки перенести этот процесс на страны, не входившие в Западный лагерь, прежде всего на государства бывшего Советского Союза.
Подтверждение приверженности японо-американской системе безопасности
Что же должна предпринимать Япония в данной международной обстановке?
Со времени сформирования моего кабинета и по сей день больше всего сил я отдавал делу подтверждения значимости японо-американских связей в сфере безопасности. После окончания холодной войны был период, когда и в Японии и в США у людей возникали сомнения в необходимости сохранения японо-американской системы безопасности. Я, однако, считал, что окончание холодной войны, к сожалению, не означает прекращения всех международных конфликтов. Кроме того, из бесед с лидерами стран Азии я вынес четкое ощущение того, что именно японо-американская система безопасности сообщает странам Азиатско-Тихоокеанского региона чувство уверенности в собственной безопасности. Вот почему, решая сложнейшую проблему американских военных баз на Окинаве, я при этом добивался подтверждения непреходящего значения японо-американской системы безопасности. Разумеется, эта проблема еще не решена полностью. Завтра префектуре Окинава будет вручена оставшаяся часть так называемого "меморандума от 15 мая", которая не была обнародована и прошлый раз. Тем не менее, я считаю, что мы вышли на правильный путь благодаря Совместной японо-американской декларации по безопасности, обнародованной президентом Клинтоном и мною в апреле прошлого года, а также благодаря работе по рассмотрению "Основных направлений японо-американского сотрудничества в области обороны", промежуточный отчет о которой был опубликован в июне этого года.
Основополагающая цель японской дипломатии состоит в поддержании мира и процветания в АТР. В этом смысле можно сказать, что упомянутое мной сохранение японо-американской системы безопасности, а также создание региональных структур по линии таких форумов, как Региональный форум АСЕАН и АТЭС, являются главными направлениями внешней политики Японии. Я считаю, однако, что в связи с огромными переменами в международных отношениях после холодной войны японская дипломатия вступила в весьма ответственный период, когда она должна шире раздвинуть горизонты внешней политики и направлений АТР и выработать новые внешнеполитические подходы. Я хотел бы назвать эти новые подходы "Евразийской дипломатией".
Активное развертывание "Евразийской дипломатии"
Как вы знаете, этим летом между странами Европы и Америки и Россией было достигнуто согласие относительно модели нового порядка обеспечения безопасности на всем пространстве европейского континента от Атлантического океана, и НАТО стала выступать в новом обличии. В Европе, где благодаря Маастрихтскому договору уже шел процесс формирования новой модели экономических связей в эпоху после холодной войны, сейчас начала принимать четкие очертания одна из международных политико-экономических структур новой эпохи.
Я пристально наблюдаю за тем, как эта новая структура охватывает обширные пространства Америки, Атлантики и Европы, а затем идет далее к Тихому океану через территории бывшего СССР, приобретая особый характер "Евразийской дипломатии под углом зрения с Атлантического океана". И именно в этом контексте перед саммитом в Денвере европейские и американские лидеры интересовались тем, как Япония отнесется к превращению этого саммита в "большую восьмерку".
Разве именно сейчас, в такой переломный момент истории не пришла пора придать новый динамичный характер нашей японской внешней политике, предоставив концепцию "Евразийской дипломатии под углом зрения с Тихого океана", которая заключала бы в себе взгляды с самой восточной оконечности Азии? Ведь когда мы бросаем взгляд на этот необъятный материк из Японии, перед нашим взором предстают и Россия, и Китай, а также среднеазиатские и кавказские государства из состава бывшего СССР, которые образуют регион "Шелкового пути".
Как я уже говорил, одной из особенностей эпохи после холодной войны явилось возникновение в результате распада СССР целого ряда государств, и прежде всего Российской Федерации. В основном эти государства движутся в направлении демократии и рыночной экономики, сталкиваясь при этом с разнообразными трудностями. Сама Россия столкнулась с многочисленными трудностями: она пережила муки при рождении демократии и переходе к рыночной экономике, ей недостает эффективной системы управления обширными территориями, продолжается спад производства, а кроме того ей приходится справляться с "тяжелым наследием" холодной войны, решая, например, проблему демонтажа ядерных вооружений. И тем не менее, в процессе борьбы с этими трудностями и в политической и в экономической сферах медленно, но неуклонно рождается новая Россия, добиваясь чести и достоинства для своего государства. Именно с таким осознанием Америка и Европа избрали в качестве своего внешнеполитического курса упомянутое расширение НАТО и превращение "семерки" в "восьмерку" на Денверском саммите в этом году.
Если говорить о Китае, то мы видим, что там проводится политика открытости и реформ под лозунгами создания социалистической рыночной экономики. Хотя темпы экономического роста в Китае высоки, в процессе перехода к рыночной экономике возникает много проблем как в области реформирования государственных предприятий и разрыва в уровне развития различных регионов, так и проблем, связанных с окружающей средой и энергоресурсами. Я, как и прежде, полагаю, что участие Китая в делах международного сообщества и укрепление его статуса в нем как конструктивного партнера необходимо для стабильного прогресса в области реформ и свобод не только в Китае, но и в целом для стабильности и процветания во всем азиатском регионе. В отношениях между Японией и Российской Федерацией есть ряд сложных проблем, таких как проблема Северных территорий. Есть проблемы в отношениях между Японией и Китаем, которые возникли по причине нашего соседства с этой страной. Тем не менее, мы понимаем, что в развитии этих двух крупнейших держав есть ключ к установлению международного порядка в настоящем и будущем. Кто-то может сказать, что эпицентр мировой дипломатии сместился сегодня с оси Атлантического океана и Западной Европы, где происходило противостояние между США и Советским Союзом, на Евразийский континент, где сосуществуют множество больших и малых наций. Я полагаю, что для нашей страны, которая долгое время в отношениях с США подчеркивала важность развития связей с Китаем, наступило время активно развивать конструктивные отношения с Россией и Китаем. Все уже отметили, что Китай и Россия отвергли политику взаимного противостояния, и их экономические и иные отношения становятся все теснее. Возьмем, например, область энергетики, где Китай, который становится импортером энергоресурсов с целью поддержания высоких темпов экономического роста, налаживает отношения с Россией. Россия, в этой связи, использует развитие своей энергетики как средство для возрождения своей экономики, и эти процессы окажут большое влияние не только на ситуацию в энергетическом секторе Азии и остального мира, но, в конечном счете и на мировую экономику в целом.
Говоря о странах Центральной Азии и Кавказа, возникших после окончания эпохи холодной войны в обширном регионе, который называют еще регионом "Шелкового пути", то можно отметить, что эти страны прикладывают большие усилия с тем, чтобы добиться у себя богатства и процветания в условиях нового политико-экономического строя. Эти страны стремятся также установить мирные и стабильные отношения с соседними государствами. Богатые нефтяные и газовые ресурсы Каспийского региона оказывают все большее влияние на рынок мировых энергоресурсов. К тому же, эти страны могут служить хорошим мостом, связывая своими коммуникациями страны Евразийского региона. Мы рады, что эти страны связывают с Японией, как с азиатской страной, свои большие ожидания. В то же время и наша страна имеет особое ностальгическое отношение к этому региону, ведущее начало еще со времен существования "Шелкового пути". А это значит, существует хорошая основа, на которой можно строить прочные дружественные отношения с этими странами.
Активная поддержка Японией этих стран в их процессе государственного строительства будет иметь большое значение не только для этих новых независимых государств, но также для мира и процветания в России, Китае, исламских государствах, и я убежден, что это расширит границы внешней политики Японии в Евразийском регионе в начале 21 века. Имея в виду именно такую перспективу, я хотел бы поделиться с вами мыслями о том, как мы должны строить нашу внешнюю политику, и прежде всего остановиться на нашей политике по отношению к Российской Федерации. Далее я хочу остановиться на нашей политике по отношению к Китаю и странам региона "Шелкового пути".
Политика по отношению к России
Международное сообщество в послевоенный период с переменным успехом двигалось к установлению нового порядка, и нельзя отрицать, что в четырехсторонних взаимоотношениях между США, КНР, Японией, Россией, оказывающих важное влияние на мир и стабильность Азиатско-Тихоокеанского региона, японо-российские отношения выявляют самое большое опоздание в развитии. Существуют различные исторические предпосылки, и то современное ограничение уровня отношений между Японией и Россией, которые являются соседними странами, не является благоприятным для выгоды обеих стран, а также всего Азиатско-Тихоокеанского региона, и можно сказать, что улучшение двусторонних отношений является одной из самых приоритетных задач, которые должны решить правительства обеих стран, находясь на пороге 21 века. Что касается моих мыслей относительно необходимости улучшения японо-российских отношений, направленных к новому сотрудничеству, то на недавнем саммите "большой восьмерки" в Денвере, я непосредственно обратился к президенту Ельцину, и получил от него твердый ответ: "Да, сделаем так".
Итак, на основе каких принципов необходимо проводить улучшение японо-российских отношений? Мне бы хотелось коснуться здесь трех принципов.
Первый - это принцип "Доверие". Во время переговоров по заключению японо-российского Трактата о торговле и границах в 1855 году российское судно "Диана", на котором прибыла российская делегация во главе с адмиралом Путятиным, затонуло из-за землетрясения и цунами. Недавно показали фильм об этом эпизоде. Я рад, что существует фильм, еще раз подтверждающий дружбу между Японией и Россией. Обе страны в то время находились в состоянии трудных переговоров по отстаиванию государственных интересов, но, помогая друг другу, они построили новое судно для российской делегации. Я думаю, что подобная история указывает на то, что и межгосударственные отношения, в конечном счете, не могут развиваться вперед, если отсутствуют отношения искреннего доверия у тех людей, которые сидят по обеим сторонам стола. Я глубоко уважаю президента Ельцина, который, в процессе крупных преобразований от Советского Союза к России, постепенно преодолевает огромные многочисленные трудности, с которыми пришлось столкнуться, и доводит до конца исторически великое дело под названием реформы, которые обращены в сторону демократии и рыночной экономики. Встреча с президентом Ельциным на недавнем саммите "большой восьмерки" в Денвере была второй для нас встречей в качестве глав государств, и породила дружбу между нами, и после встречи я вновь почувствовал человеческую теплоту президента Ельцина. Пребывая в атмосфере человеческой теплоты, я предложил господину президенту, если возможно, встретиться в неформальной обстановке, используя уик-энд в течение этого года, если у президента Ельцина представится шанс посетить Дальний Восток России. Насколько мне известно, недавно президент Ельцин высказал пожелание провести со мной встречу в ближайшее время, я с нетерпением ожидаю, когда я смогу встретиться с президентом Ельциным еще раз и еще больше углубить наши дружбу и доверие.
Второй принцип, который необходимо учитывать для продвижения вперед японо-российских отношений, по моему мнению, - это "Взаимные интересы". Обе страны являются соседями и обладают сильным влиянием, поэтому совершенно очевидно, что возможно появление множества аспектов, в которых нужно будет скоординировать интересы двух стран. В подобной ситуации, я вовсе не думаю, что подход, при котором одна из сторон получит одностороннюю выгоду, или будут созданы победители и побежденные, принесет полное решение проблем. В этом смысле мне хотелось бы обратить пристальное внимание на то, что президент Ельцин проявил разумный подход, неоднократно подчеркивая, что в процессе окончания холодной войны между Востоком и Западом нет ни победителей, ни побежденных.
В качестве третьего принципа мне бы хотелось привести принцип "Долгосрочных перспектив". А именно, улучшение японо-российских отношений должно создать прочную основу, направленную в 21 век, необходимо, чтобы, начиная с 21 века и в последующих веках, они развивались и достались по наследству поколению наших детей и внуков. Для этого правительства и народы двух стран вместе должны крепко подумать, какие выстроить отношения между нашими странами для наших детей и внуков, какова ответственность, которую должно нести "наше поколение" для этого.
О проблеме Северных территорий
Безусловно, наши цели в соответствии с этими тремя принципами - улучшать отношения между Японией и Россией в целом и налаживать такие отношения с континентом, простирающимся от побережья Тихого океана до западного края Евразии, которым обе страны могли бы радоваться.
Хотя необходимо улучшать двусторонние отношения в различных областях для того, чтобы осуществить эти цели, прежде всего я хотел бы поговорить о заключении мирного договора, путем разрешения проблемы Северных территорий, которая остается самым трудным вопросом между двумя странами в течение 50 лет после окончания второй мировой войны. Благодаря долговременным усилиям тех, кто связан с этим вопросом, у нас появилась наилучшая база, т.е. "Токийская декларация" от октября 1993 года, которая была согласована во время визита в Японию Президента Ельцина. Мы договорились во время встречи с российским президентом на саммите "большой восьмерки" в Денвере о том, что мы добросовестно выполним Токийскую декларацию, и, я думаю, именно эту проблему можно будет разрешить с помощью вышеизложенных "трех принципов".
Во-первых, существует хороший пример, когда, благодаря принципу "Доверие" удалось продвинуть одну из самых трудных проблем - проблему в переговорах по выработке рамок для договоренности о промысле японскими рыболовными судами в районах Четырех островов. За прошедшие три года участники переговоров прямо и открыто обсуждали трудные вопросы, не избегая их, и таким образом у сторон возникло доверие друг к другу, и шаг за шагом строится положительная атмосфера, которой не было ранее.
Во-вторых, я уверен, что невозможно разрешить проблему Северных территорий путем победы одной стороны и проигрыша другой, - обе стороны потратили 50 лет только для того, чтобы понять настоящий смысл этого принципа, который кажется естественным. Я хотел бы разработать совместными усилиями с г-ном Ельциным решение, которое позволило бы осуществить принцип "Взаимных интересов".
В-третьих, проблема Северных территорий - это проблема, которую обе стороны не смогли разрешить за 50 лет. Само собой разумеется, сейчас не стоит напоминать о том, как трудно решить эту проблему. Однако, благодаря усилиям наших предшественников, были достигнуты многочисленные результаты и сдвиги, в том числе "Токийская декларация". Развитие взаимного доверия в этом районе, например, посещения захоронений на Северных территориях, безвизовые обмены посещениями с Четырьмя островами и переговоры по выработке рамок для договоренности о промысле японскими рыболовными судами в районах Четырех островов и пр., которые идут в настоящее время, также является одним из больших шагов в решении этой проблемы. Именно такие неуклонные и конкретные шаги станут показателем того, что мы не будем переносить эту проблему на плечи поколений наших детей и внуков. Я думаю, что нашему поколению уже пора со всей ответственностью показать путь решения этой проблемы с использованием положительного опыта, накопленного до сегодняшнего дня. Я хотел бы провести обсуждение в спокойной обстановке с точки зрения дальней перспективы.
Об экономической проблеме между Японией и Россией
В экономической области между Японией и Россией также надо стремиться к конкретному прогрессу по этим трем принципам. С этой точки зрения я хотел бы, воспользовавшись этим случаем, предложить две идеи.
Во-первых, рассмотреть возможность укрепления экономических отношений с Россией, в центре которых лежит проблема энергетики, в частности в районах Сибири и Дальнего Востока. Уже оказывается различное содействие процессу перехода к рыночной экономике в разных областях, - в том числе, программы по содействию российской торговле и промышленности, которые я предложил, когда занял пост министра торговли и промышленности, и программы, разработанные Комиссией по содействию, которая была создана в соответствии с Соглашением с 12-ю бывшими республиками Советского Союза, - и нам надо продолжать оказание такой помощи. Идея, которую я здесь предлагаю как дополнение к вышеуказанному, включает в себя сотрудничество, направленное на развитие энергетической отрасли в Сибири и на Дальнем Востоке.
Как известно, Россия - богатая природными ресурсами страна. Эффективное использование и освоение этих ресурсов сможет дать сильный импульс стабильному экономическому развитию России, а также сможет помочь стабилизации энергетической ситуации в Азиатском регионе, где резко увеличивается спрос на энергию в результате экономического развития, как и во всем мире. Также связи на почве спроса и предложения энергии смогут помочь установлению доверия и сохранению мирных отношений Восточной Азии в целом.
Конкретно говоря, думаю, мы сможем развить диалог между Японией и Россией об освоении энергетических ресурсов в Сибири и на Дальнем Востоке. Например, что касается проекта добычи сахалинской нефти и природного газа, который уже находится в стадии осуществления освоения, то по нему продолжается сотрудничество; также мы сможем говорить о рассмотрении экономической и технической возможности осуществления проекта освоения месторождений природного газа, и проекта строительства газопровода в Иркутске, Якутске и т.д. Думаю, что можно еще укрепить уже начатый диалог, например, на Японо-Российской Межправительственной Комиссии по торгово-экономическим вопросам. Разумеется, для того, чтобы продвигать такие проекты еще вперед, необходимо создать благоприятную среду для инвестирования в России, таким образом, можно ожидать большого продвижения в этом вопросе путем сотрудничества через "инициативу по японо-российскому сотрудничеству в области инвестирования", которую мы с г-ном Ельциным согласовали во время саммита в Денвере; также очень важна роль договора Энергетической Хартии, который является международным соглашением, поощряющим инвестирование и либерализацию торговли в энергетической области, и мы ожидаем вступления этого договора в силу. Также нужна будет координация в организации заседания "восьмерки" по энергетическому вопросу, которое Россия предложила в Денвере.
Во-вторых, мне бы хотелось сказать, что я с большим интересом прослушал недавнее радиообращение президента Ельцина. В радиообращении от 11 июля президент Ельцин сказал о приказе разработать программу по направлению способной молодежи России за границу и подготовке управленческих кадров высшего и среднего звена для российских предприятий в количестве пять тысяч человек в год. Откликаясь на страстное желание президента, я желаю, чтобы российская молодежь впитала весь опыт Японии "от макро до микро", начиная с экономической политики Японии, и кончая ноу-хау предприятий на месте, для того, чтобы готовить такие кадры, которые бы смогли внести вклад в строительство новой России. Мне бы хотелось сказать президенту Ельцину, что Япония готова, посовещавшись с представителями экономических кругов Японии, активно оказывать содействие в деле подготовки кадров.
Итак, мои мысли относительно японо-российских отношений далеко не ограничиваются тем, что я только что сказал, но я говорил откровенно. Я с нетерпением жду того момента, когда смогу вместе с президентом Ельциным в дружеской чистосердечной обстановке поговорить о проблемах, о которых я говорил сейчас, а кроме того о вопросе обеспечения безопасности в многослойных японо-российских отношениях и о нашем вкладе в регионе северо-восточной Азии и пр.
Отношения между Японией и Китаем
Сейчас я хотел бы коснуться темы отношений между Японией и Китаем. Сегодня я не буду говорить о деталях, а хочу коротко остановиться на основополагающих моментах.
Как вы знаете, Япония и Китай имеют 2000-летнюю историю дружественных отношений. В то же время в определенный период времени в недавней истории у нас был поистине горький исторический опыт. Япония, честно признав и критически оценив этот этап своей прошлой истории, приняв Конституцию, основанную на принципах мира и демократии, достигла после Второй Мировой войны большого экономического роста и стала первой в Азии индустриальной развитой державой. В свою очередь, в Китае, преодолевшем многие проблемы, произошли большие перемены, и в последнее время там достигнут поразительный прогресс, в особенности благодаря политике открытости и реформ.
Ввиду такого исторического опыта и положения обеих наших стран в современном мировом сообществе, неизменная стабильность и развитие в наших двух странах, направленные в 21 век, чрезвычайно важны не только для наших двусторонних отношений, но и для мира и процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а значит и в целом во всем мире. Мы должны признать тот факт, что все это возлагает на наши два государства большую ответственность.
В этом году исполняется 25 лет нормализации отношений между Японией и Китаем. Я планирую посетить Китай в начале сентября и хочу использовать эту возможность, чтобы вписать новую страницу в богатую историю дружественных связей между Японией и Китаем. В то же время, я верю в то, что две наши страны должны объединять свои усилия в решении многих международных проблем с целью обеспечить положение Китая как конструктивного партнера в АТР.
В связи с этим, совершенно необходима интеграция Китая с его развивающейся экономикой в мировую экономическую систему, поэтому Япония будет и далее прилагать максимум усилий, направленных на оказание содействия для скорейшего вступления Китая в ВТО. Я сообщил об этом всем лидерам ведущих стран во время встречи в Денвере. Кроме того, я полагаю, что вместе с продолжением развития сотрудничества в рамках таких международных органов как Совет Безопасности ООН, АТЭС и Региональный форум АСЕАН, важно углублять диалог между Японией и Китаем по вопросам, напрямую связанным с проблемой стабильности в нашем регионе, включая вопрос о ситуации на Корейском полуострове.
Сегодня я хотел бы обсудить проблему окружающей среды и проблему энергетики, которые являются теми совместными вопросами, в разрешении которых Япония и Китай должны сотрудничать еще более активно.
Касаясь проблемы окружающей среды, кроме защиты редких видов фауны и лесов, существует проблема загрязнения атмосферы и воды, связанного с экономическим развитием Китая, что может оказать непосредственное воздействие в виде "кислотных дождей" и других явлений не только на Китай, но и на Японию, которая находится рядом. Япония, используя Японо-китайский центр дружбы по охране окружающей среды, прилагает усилия для проведения мониторинга уровня загрязнения атмосферы, контроля атмосферного загрязнения в городах и передачи сопутствующих технологий. В декабре этого года в Киото будет проведена Третья конференция участников рамочной конвенции ООН по изменению климата (СОР 3). Несмотря на то, что в преддверии конференции позиции стран-участников совершенно не согласованы, я полагаю, что необходимо продолжать диалог и развивать сотрудничество с Китаем и другими развивающимися странами.
Далее, касаясь проблемы энергетики, я полагаю, что высокие темпы экономического развития в Китае оказывают чрезвычайно большое влияние на эту проблему в мире в целом. В этой связи, в области спроса на энергию существует необходимость рассмотрения возможных путей сотрудничества между Японией и Китаем для повышения эффективности энергопроизводства в Китае, которая составляет примерно 10 процентов от уровня Японии. В области предложения энергии стоит задача обеспечения новыми источниками энергии, которая, возможно, приведет к возникновению различных трудных проблем. Я думаю, что это вызовет в дальнейшем необходимость еще большего расширения диалога по вопросам совместного японо-китайского сотрудничества в области развития нефтяной промышленности и продвижения в области использования ядерной энергии. Как я уже говорил в разделе, посвященном японо-российским отношениям, становление системы энергоснабжения в России так же важно и для Китая. Между Россией и Китаем уже налаживается сотрудничество в рамках проекта по строительству газопровода в Иркутской области, и одним из планов могут стать переговоры по выработке концепции освоения энергетических ресурсов с участием Китая, России и других стран, включая Японию.
Безусловно и то, что в японо-китайских отношениях существуют и другие общие проблемы, в разрешении которых наши страны могли бы сотрудничать. Это такие проблемы как обеспечение продуктами питания, население, здравоохранение и медицинская помощь, включая методы борьбы с инфекционными заболеваниями, а также различные другие области. После моего посещения Китая запланированы визиты руководителей китайского правительства в Японию. Я предполагаю и далее развивать диалог наших стран как диалог стран-соседей, ответственных за свой регион и мир в целом.
Обращаясь к истории развития цивилизации, мы увидим, что сокровища, которые хранятся в Сёсоин храма Тодайдзи, попали в Японию по маршруту, известному как "Шелковый путь". Я полагаю, что над тем, какое влияние на людей того времени и на нас, живущих в современном мире, оказали пришедшие в Японию результаты развития цивилизации, задумывался не только я, но многие другие. В этом смысле, и Японии необходимо приложить усилия для сохранения и передачи будущим поколениям исторического и культурного наследия нашего региона, которое находится в настоящее время в опасности.
Отношения Японии со странами региона "Шелкового пути"
В заключение, я хотел бы затронуть вопрос дипломатических отношений со странами региона "Шелкового пути".
Япония, используя Официальную помощь развитию и другие возможности, оказывает поддержку различным странам Средней Азии в их развитии в качестве независимых государств и, вместе с тем, уделяет особенное внимание укреплению двусторонних отношений с этими странами. Японская дипломатическая политика по отношению к странам этого региона в дальнейшем станет органичной частью общей концепции дипломатических отношений с Евразийским континентом. Я полагаю, что в этом регионе нам нужна более продуманная дипломатическая политика, чем была в прошлом. В начале этого месяца депутат нижней палаты парламента г-н Обути совершил поездку по странам Средней Азии, где он встретился с их руководителями и должностными лицами. По возвращении в Японию г-н Обути доложил мне о своих впечатлениях о поездке, которые совпадают с тем, о чем я говорил сегодня.
Мне бы хотелось разделить дипломатическую политику Японии по отношению к этому региону на три направления. Во-первых, это политический диалог для углубления доверия и взаимопонимания. Во-вторых, это экономическое сотрудничество и сотрудничество в области освоения природных ресурсов для обеспечения процветания региона.
В-третьих, это достижение мира в регионе посредством нераспространения ядерного оружия, демократизации и стабилизации.
Конкретизируя мои слова, в области расширения диалога и углубления доверия, наряду с дальнейшим развитием обменов с теми странами, где уже были достигнуты реальные успехи в обменах на уровне официальных лиц, очередной задачей станет осуществление обменов на уровне официальных лиц с теми странами, где до настоящего времени степень развития была на совершенно недостаточном уровне. В ближайшем будущем планируются визиты на уровне министров в страны этого региона. В области сотрудничества для обеспечения процветания региона поддержка со стороны Японии будет важна для активизации внутрирегионального сотрудничества в создании систем транспортного, коммуникационного и энергетического обеспечения, а также для освоения энергетических ресурсов в регионе. Я с большим воодушевлением наблюдаю за теми усилиями, которые прилагают японские компании для участия в планах освоения нефтяных и прочих энергетических ресурсов в Азербайджане, Казахстане и других странах. В области сотрудничества для обеспечения мира в регионе, в качестве точки отсчета, Япония планирует осенью этого года пригласить экспертов из государств региона и других заинтересованных стран и провести в Токио "Семинар общей стратегии". Проведение такого семинара станет нашим еще более активным вкладом в упрочение мира и стабильности в регионе.
Излишне напоминать, что в условиях таких взаимоотношений обмены на негосударственном уровне являются исключительно важными. Я знаю, что все присутствующие сегодня здесь проявляют большой интерес к этому региону, и в ближайшем будущем будут направлены делегации в страны Средней Азии. Я искренне надеюсь, что результаты этой работы будут плодотворны. Также мне хотелось бы предложить вам всю ту помощь, что может оказать правительство.
Заключение
Сегодня я представил вам свое видение того, что должна сделать Япония главным образом в области японо-российских отношений, а также отношений с Китаем и странами региона "Шелкового пути", в области обеспечения политической и экономической стабильности на Евразийском континенте.
Я полагаю, что мы должны избегать таких ситуаций, когда при решении определенных проблем сталкиваются национальные интересы, ограничиваются широкомасштабные обмены, а богатейшие возможности, открытые перед народами обеих стран, становятся нереализованными. В определенном смысле, в человеческих умах лежит идея противостояния интересов и конфронтации. Следовательно, возможность преодоления противостояния в большей степени зависит от того, имеют ли ответственные лица необходимое мышление, которое позволит по-новому взглянуть на широкие возможности.
Я надеюсь, что мое выступление сегодня позволит вам задуматься над изложенными вопросами. Мне также хотелось бы услышать ваши мнения и комментарии.