ЯКУСИДЗИ — один из древнейших храмов в Нара, был основан в 680 г. по повелению императора Тэмму, дабы молить Будду — целителя Якуси — о выздоровлении императрицы Дзито, пораженной глазной болезнью. Молитвы возымели действие: императрица излечилась. Правда, когда сам Тэмму заболел, никакие обращения к Якуси не помогли, и император скончался. Тем не менее Якусидзи, объявленный официальным храмом, пользовался неизменным покровительством императорского двора.
В 718 г. Якусидзи был перенесен в Хэйдзё(кё) (древнее название Нары). В Нарскую эпоху Якусидзи был одним из наиболее влиятельных столичных храмов, соперничавших с Кофукудзи.
Время безжалостно обошлось с Якусидзи. Храм не единожды горел, и подавляющее большинство его зданий, которые можно увидеть сегодня, относится к XVII в. Исключение составляет лишь Восточная пагода, чудом уцелевшая, несмотря на неоднократные пожары, и ныне являющаяся одним из редких образцов раннего японского храмового зодчества.
С какой стороны ни подходишь к Якусидзи, пагода — первое, что бросается в глаза и служит верным ориентиром на пути к храму.
Когда смотришь на нее, создается впечатление, будто у пагоды больше ярусов, чем у сооружений такого типа. Но впечатление это обманчиво. В действительности ярусов всего три. Но под каждой из трех главных крыш сооружена крыша поменьше, так что кажется, будто перед вами две трехъярусные пагоды, вставленные одна в другую.
Пагоду венчает длинный шпиль с девятью кольцами, символизирующими девять небесных сфер, а над ними вырезанный из меди орнамент в виде языков пламени, в который вписаны фигурки танцующих и играющих на музыкальных инструментах хитэн — небесных ангелов буддийской мифологии.
Вся постройка характеризуется легкостью, утонченностью контура и грацией, которые делают ее красивейшей пагодой своего времени.
Однако подлинное сокровище Якусидзи — бесценная коллекция буддийских скульптурных изображений, часть из которых восходит еще к предшествующей эпохе.
Главные из них — помещенная в зале для проповедей троица Якуси: Будда-целитель с его неизменными спутниками — бодхисаттвами Гакко и Никко, символизирующими соответственно свет луны и солнца.
Отлитые из бронзы монументальные фигуры (высота сидящего Якуси — 255 см, а стоящих по обеим сторонам от него бодхисаттв — по 312 см) впечатляют величественностью, пропорциональностью форм, реалистическим характером изображения тел и деталей одежды, а главное — технической безукоризненностью и завершенностью.
Очень интересны барельефы на пьедестале Якуси: странные полуголые фигуры с длинными нечесаными волосами, с браслетами повыше локтя, ожерельями на шеях и в набедренных повязках. Кажется, это какие-то дикари, настороженно выглядывающие из своих пещер. Этих фигур — двенадцать, и присутствие их на пьедестале Якуси далеко не случайно: они как бы воплощают двенадцать обетов Будды-целителя — помогать каждому, кто обращается к нему, не исключая людей, ведущих примитивный и дикарский образ жизни.
Еще несколько слов о пьедестале Якуси, который украшен различными декоративными узорами. Мотивы некоторых из них напоминают о древних связях стран Восточной Азии с далеким Средиземноморьем, которые осуществлялись по легендарному Шелковому пути. На каждой из сторон пьедестала имеются и барельефные изображения животных, символизирующих по китайской традиции страны света: голубой дракон — на востоке, белый тигр — на западе, птица Феникс — на юге и черепаха со змеей — на севере. В данном случае они не только обозначают страны света, но и символизируют охватывающее весь мир милосердие Будды-целителя.
Одним из лучших образцов техники японской бронзовой скульптуры служит и помещенное в Тоиндо (Восточном зале) Якусидзи изображение бодхисаттвы Каннон. В нем поражает исключительно тонкая и технически безукоризненная отделка буквально всех деталей, даже тех, которые обычно не видны посетителю храма: складок одежды, декоративных украшений пояса, деталей прически, браслетов на руках фигуры.
Вместе с троицей Якуси изображение Каннон составляет как бы единую группу, выдержанную в одном стиле, и часто эти фигуры называют «четыре бронзовые статуи и Якусидзи». Все они созданы на рубеже VII–VIII вв. и несут признаки влияния скульптуры Танского Китая; это также повышает их ценность, поскольку в самом Китае образцов скульптуры эпохи династии Тан сохранилось немного.
В Якусидзи есть и первые изображения синтоистских божеств. Местные божества были невидимыми, за исключением одного — самого императора, которого поэтому и называли «богом явленным». Но под влиянием буддизма появились и статуи местных богов. Бог воинских искусств Хатиман изображен в облике монаха, в Якусидзи он попал после пожара в 974 г., дабы оберегать храм от всяческих бед и неприятностей. Его статую установили вместе со статуей императрицы Дзингу, которую также стали почитать как изображение божества.
Япония — удивительная страна. Она гармонично сочетает старинные тра... |
Эношима - особый японский остров, расположенный недалеко от Токио, ... |
Знаменитые ворота-тории, восстающие прямо из воды - один из главных... |
В самом сердце Осаки гордо возвышается замок полководца Тоётоми Хид... |
По вопросам размещения рекламы на сайте и в журнале
обращаться по e-mail: editor(собачка)japantoday.ru
Любой из нас хотел бы получать за небольшие деньги качественный тов... |
На сегодня наиболее известным японским аукционом считается USS. У а... |
Аукцион – это определенный способ продажи продукции в виде обществе... |
Аукционы особенны тем, что чтобы купить товар, нужно еще выиграть. ... |
Япония считается не большой, а уж в сравнении с Россией маленькой с... |
Максимальное качество за минимальные деньги – мечта каждого человек... |
Владимир Путин вначале прошлого года подписал договор об упрощении ... |
Первые договоренности между РФ и Японией были согласованы ещё 300 л... |
Для русского общества Япония не понятная, чужая и даже жутковатая с... |
На первый взгляд в культурах Японии и России очень мало общего. Это... |